Справка О некоторых вопросах пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан, прибывших из СНГ

 

Справка

 

О некоторых вопросах пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации отдельных категорий иностранных  граждан, прибывших из СНГ

 

1. Законное нахождение иностранных граждан на территории Российской Федерации.

а) Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.  Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (статья 2).

б) Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины» от 16.01.1997 определено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам. Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания (статья 1).

в) В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 3). Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 

Вывод: без документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации у иностранного гражданина (лица без гражданства) право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не возникает.

2. Пенсионное обеспечение лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.

а) Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (пп.10 п. 1 ст. 8)

В соответствии с российским законодательством право на пенсию (независимо от ее вида) у беженца имеется только в период действия статуса беженца, которое подтверждается удостоверением беженца установленного образца.

Для реализации права на пенсию указанная категория лиц подает заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту регистрации в территориальном органе Федеральной миграционной службы Российской Федерации. При обращении за пенсией в качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляется удостоверение беженца, выданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца». Учитывая, что при выдаче удостоверения беженца установленного образца национальный (гражданский) паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, остаются на хранении в территориальных органах миграционной службы, территориальный орган ПФР при обращении беженца с заявлением о назначении пенсии копии хранящихся паспортов иностранных граждан и иных документов из указанных органов не истребует.

К заявлению о назначении пенсии, в зависимости от ее вида, прилагаются необходимые документы[1] (о страховом стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002; о нетрудоспособных членах семьи, о подтверждении нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении; об установлении инвалидности; о смерти кормильца, о смерти другого родителя; подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя); удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается на очной форме в образовательном учреждении и др.).

Документы должны быть выданы компетентными органами (должностными лицами), содержать достоверные сведения, основания выдачи, удостоверены подписью уполномоченного должностного лица и печатью органа, их выдавшего. Если нормативным актом предусмотрена определенная форма документа или установлено, что он составляется на бланке, изготовленном по специальным правилам, то должны быть соблюдены и эти условия. Сведения, содержащиеся в документе, в полном объеме, исчерпывающе должны отражать информацию о факте, который они подтверждают.

Основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в трудовой стаж, является трудовая книжка. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день их внесения в трудовую книжку. В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета[2].

б) Лицам, имеющим статус беженца на территории Российской Федерации, которые не могут представить никаких документов за исключением удостоверения беженца, выданного на территории Российской Федерации, может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166‑ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Названная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. При этом под нетрудоспособными гражданами понимаются граждане, которые, являясь престарелыми или инвалидами или потеряв кормильца, не приобрели право на трудовую пенсию (статьи 2, 11).

в) Подтверждение наличия нетрудоспособных членов семьи, возможно удостоверением беженца, в котором имеются записи о нетрудоспособных членах семьи.

Справочно:

Федеральным законом «О беженцах» установлено, что лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обращается в соответствующие органы с ходатайством. Сведения о прибывших вместе с лицом членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет (пункты 1, 2 статьи 4).

Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца». При этом определено, что при оформлении удостоверения беженца сведения о прибывших с лицом, признанным беженцем, членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей в таблицу «несовершеннолетние дети», расположенную на странице 11 удостоверения беженца (пункт 4).

Административным регламентом Федеральной миграционной службы, утвержденным Приказом ФМС России от 05.12.2007 № 452, предусматривается, что состоящие на учете беженцы в целях контроля за реализацией ими и прибывшими с ними членами семей прав и исполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», уточнения правового положения данных лиц на день переучета и наличия оснований для продления им срока признания беженцами ежегодно проходят переучет. На переучет беженцы представляют удостоверение беженца, а в случае изменений, произошедших с беженцем за истекший год (изменение фамилии, имени, состава семьи, гражданства), документы, подтверждающие эти изменения (пункты 59 и 62).

 

в) В случае обращения в территориальный орган ПФР за назначением пенсии пенсионеров, переселившихся на место жительства из государств – участников международных договоров, в том числе лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации, и представивших в качестве документов, подтверждающих необходимые юридические факты пенсионное дело, к рассмотрению наравне с документами, выданными компетентными органами, могут приниматься копии документов (трудовой книжки, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, свидетельства о браке и др.), заверенные компетентным органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

При этом «представление», которое оформлялось и подавалось в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в период назначения пенсии на территории СССР, в части сведений о периодах работы по трудовой книжке администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы вместе с заявлением о назначении пенсии рабочим, служащим и членам их семей (в случае потери кормильца) в соответствии с пунктом 141 постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (утратило силу на территории СССР в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), может рассматриваться наряду с копиями документов, заверенных этими органами до распада СССР (31.12.1991).

3. Иностранные граждане (лица без гражданства), которым предоставлено временное убежище

 

а) Федеральным законом «О беженцах» определено, что  иностранному гражданину (лицу без гражданства) может предоставляться временное убежище в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Справочно:

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274

 

 

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину (лицу без гражданства) если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (ст. 12)

Права рассматриваемой категории лиц  и прибывших с ними членов семьи установлены в статье 6 названного Закона. В числе перечисленных прав право на социальное и пенсионное обеспечение не поименовано 

Справочно: (из Федерального закона «О беженцах»:

 

Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство

1. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;

5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

Вывод: иностранные граждане (лица без гражданства), которым предоставлено временное убежище, регистрируются по месту пребывания, права на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации не имеют.

4.  Соотечественники, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определено, что:

соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии;

соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;

соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (ст. 1).

Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации (ст. 3). Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 7) Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 13).

 

Вывод: соотечественники реализуют право на пенсионное обеспечение наравне с гражданами  Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (либо при наличии гражданства Российской Федерации, либо при подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации, если лицо не имеет гражданства Российской Федерации либо в соответствии с международными соглашениями, которыми может быть установлен иной порядок). 

 

5. Отдельные вопросы применения Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»

 

В соответствии с Соглашением от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6, которым определено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст.7, 6)

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты России от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР»
лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. В заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены. При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии. После назначения пенсии в России о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства.

Вывод: в рамках Соглашения от 13.03.1992 пенсия на территории выплачивается при выполнении следующих условий:

документальное подтверждение постоянного проживания на территории Российской Федерации;

представление сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства, которое может подтверждаться как органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства, так и гражданином, который в заявлении указывает данный факт.

 

 

Начальник Департамента организации

назначения и выплаты пений                                                                                 С.А. Чирков

 



[1]  Документы определены Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па

[2]           Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (пункты 6, 34, 41).


Печать   E-mail